Привет, это Катя, и вы слушаете «Волну с Востока» — подкаст о том, как азиатские течения превращаются в глобальный бизнес-цунами. Сегодня на нашем радаре история, которая не просто взорвала топы Нетфликса, а накрыла весь мир мягкой, но мощной волной эмоций. Ну, представьте, один сериал, 662 миллиона часов просмотров за два месяца, топ-10 в 57 странах и, внимание, первое место среди всех неанглоязычных шоу Нетфликса за год. Впечатляет, правда? Но это только вершина айсберга, потому что речь идет не просто о дараме. Необычный адвокат У Ён У – это история молодой юристки с аутизмом. Но нет, это не драма о страданиях или преодолении. Это бизнес-кейс, то есть реальный пример того, как идея, событие или проект показывают, что работает в бизнесе и почему.
В данном случае, как инклюзивность, то есть политика открытости и принятия разных людей, в том числе по способностям, происхождению, ментальным особенностям, перестает быть просто красивым слайдом в корпоративной презентации, а становится реальным конкурентным преимуществом, причем тем, что помогает компаниям выигрывать в долгую. Успех сериала стал доказательством силы аутентичной инклюзивности, то есть искренней, непоказной. И что важно, эта волна не создала новый тренд, а усилила уже существующее движение. Юридические фирмы и в Корее, и за рубежом стали внимательнее относиться к теме нейроразнообразия и включения людей с инвалидностью.
На всякий случай расшифрую термины, чтобы мы с вами дальше не запутались.
Нейроразнообразие, или по-английски neurodiversity, это подход, при котором ценится разное устройство мышления, в том числе у людей с аутизмом, синдромом дефицита внимания, ну и другими особенностями развития.
А Disability Inclusion — это программы, которые создают комфортные и доступные условия для сотрудников с инвалидностью, от адаптированных рабочих мест до равных возможностей для роста и поддержки в коллективе.
Сериал стал своего рода катализатором. Он показал, что истории о людях с особенностями — это не просто социальная повестка, а зеркало современной экономики, в которой эмпатия и разнообразие приносят не только пользу обществу, но и прибыль компаниям. И не случайно. Исследования показывают, что компании, где такие программы действительно работают, зарабатывают в 2,5 раза больше чистой прибыли, чем те, кто ограничивается просто лозунгами. Так что сегодня мы с вами посмотрим, как волна, которая началась летом 2022 года в Сеуле, докатилась до Голливуда, и как она меняет корпоративные практики на Уолл-стрит.
Готовы? Тогда ловим волну.
Сигнал на радаре.
Лето 2022 года.
Небольшой корейский телеканал ENA, причем это не гигант вроде SBS или KBS, а сравнительно молодой частный канал, запущенный несколько лет за этого, решает рискнуть и выпускает новую дораму. Стартовый рейтинг 0,9%, меньше 1%.
Скромное начало, правда?
А потом, внимание, происходит чудо.
Через 16 эпизодов рейтинг взлетает до 17,5%, и это становится абсолютным рекордом канала. Сериал удерживается в чартах Netflix в рейтингах самых популярных шоу-платформы 21 неделю подряд. В августе исследовательская компания «Gallup Корея» — это южнокорейское подразделение глобальной сети «Gallup», которое проводит опросы общественного мнения, признает необычного адвоката У Ён У самой любимой дорамой в стране. Причем не просто популярной, а исторически любимой.
В августе 2022 года сериал набирает 16,4% в опросе «Любимая телепрограмма корейцев». Это самый высокий показатель за всю историю опроса, который «Gallup Корея» проводит с 2013 года. До этого лидером оставалось культовое развлекательное шоу «Infinite Challenge». Оно держало рекорд целых 7 лет с показателем 16%. А необычный адвокат У Ён У не просто побил этот рекорд, а удерживал первое место два месяца подряд — в июле и в августе. И для дорамы это без преувеличения уникальный случай.
Но цифры — это только половина истории. До этого момента в корейских дорамах только 0,7% персонажей имели инвалидность, а в реальной жизни таких людей почти 5% населения, то есть почти в 7 раз больше. После выхода У Ён У в Корее заметно вырос интерес к теме аутизма, и организации, которые помогают людям с расстройствами аутического спектра, получили больше медийного внимания.
Ну и разговоры о ней разнообразии, то есть признании ценности разных типов мышления, стали частью публичного дискурса. Продюсеры и кастинг-директоры начали активнее искать истории о людях с особенностями развития, при этом понимая, что это не только социальная миссия, но и коммерчески сильный контент.
И вот здесь важен контекст.
В 2013 году в Корее уже выходил сериал «Хороший доктор. История о молодом хирурге с аутизмом». Он причем был настолько успешен, что получил адаптации в США, в Японии, в Таиланде и даже в Турции. Американская версия, кстати, до сих пор идет и стабильно входит в рейтинги телеканала ABC.
Но между этими двумя сериалами принципиальная разница.
Хороший доктор делал акцент на борьбе за признание, как особенный человек доказывает, что достоин быть частью команды.
Необычный адвокат У Ён У идет немножко дальше.
Здесь аутизм не только барьер, но и источник профессионального преимущества. Уникальный стиль мышления героини становится реально ее конкурентным активом. Она не пытается быть как все. Ее инаковость – это ее сила.
Ну и давайте посмотрим на глобальный масштаб. В США аудитория людей с инвалидностью и их семьи представляет 21 миллиард долларов покупательной способности в год.
И 82% этой аудитории говорили, что они хотели бы ходить в кино чаще, если бы контент и инфраструктура были более доступными. Это не маленькая ниша, это огромный рынок, который десятилетиями игнорировали. И вот конкретные цифры для бизнеса. Исследования Accenture и международной организации Disability:IN, которая продвигает инклюзию людей с инвалидностью в бизнесе, показало, что компании, где программы Disability Inclusion, то есть реальные программы равных возможностей для сотрудников с инвалидностью, действительно работают, зарабатывают в полтора раза больше выручки и в два с половиной раза больше чистой прибыли, чем те, кто ограничивается декларациями о разнообразии безреальных действий. Консалтинговая компания McKinsey добавляет, разнообразные компании показывают на 25% более высокую прибыльность, чем их конкуренты.
А по данным Deloitte, инклюзивные корпоративные культуры, то есть такие, где каждый сотрудник чувствует, что его ценят и слышат, в шесть раз в часе становятся инновационными. И это получается не просто мнение, это факты, которые подтвердили крупнейшие аналитические компании мира.
И вот парадокс. В 2024 году, через два года после успеха Уйон-У, 55% топ-фильмов Голливуда все еще не включают персонажей с инвалидностью. При этом исследования говорят обратное. Фильмы с разнообразным кастом, где от 41 до 50% актеров представляют собой разные этнические и социальные группы, в среднем зарабатывают 234,5 миллиона долларов в мировом прокате. Это больше, чем остальные категории фильмов. 66% зрителей недовольны тем, как кино сегодня изображает инвалидность, а цветные зрители в англоязычной терминологии people of color составляют основную аудиторию для 12 из 20 самых кассовых фильмов года.
Один корейский сериал показал, что западная индустрия игнорировала годами. Люди с инвалидностью могут быть главными героями, профессионально успешными и романтически привлекательными, при этом приносить миллиарды прибыли. Пока Голливуд постепенно отступает от разнообразия, доля наименее инклюзивных фильмов выросла с 8,5 до 18 с лишним процентов, корейская индустрия показывает, инклюзивность – это не благотворительность, а умный бизнес.
Так как же это произошло?
Эпицентр волны
2021 год. Сеул.
Актриса Пак Ын Бин получает сценарий роль молодой юристки У Ён У, девушки с расстройством аутического спектра. И отказывается. Не потому что сценарий плохой, нет, наоборот, слишком хороший. И она боится навредить сообществу людей с аутизмом. Ну, представьте, одна неверная интонация, одно неточное движение, и ты можешь усилить стереотипы на миллионы зрителей.
Режиссер Ю Ин Шик и сценаристка Мун Джи Вон принимают неожиданное решение. Они не ищут замену. Они ждут. Целый год, пока Пак Энбин не согласится.
Тем временем к проекту приглашают процессора Ким Бен Гона из университета Назарет. Это один из ведущих экспертов по аутизму Южной Кореи. И он тоже сначала говорит нет. Если плохо изобразить, будет общественный протест, объясняет профессор. Но после долгих обсуждений он все-таки соглашается стать главным консультантом проекта, чтобы помочь передать особенности восприятия человека с аутизмом, при этом не прибегая к карикатурности или излишней драме. Одна из его ключевых мыслей звучит так. Важно не то, насколько сложна жизнь людей с инвалидностью в реальности. Важно показать, как они меняются и как общество старается меняться вместе с ними, даже если инфраструктура и обстоятельства этого мешают.
В итоге Пак Ын Бин принимает роль, но времени на подготовку остается очень мало. Команде приходится работать на пределе, чтобы показать жизнь с аутизмом аутентично и с уважением. Актриса проходит интенсивные консультации, смотрит десятки видеоинтервью, встречается с представителями сообщества, изучает походку, мимику, особенности речи, реакции на звуки и прикосновения, все до мельчайших деталей.
И производство не экономит. Бюджет сериала — 20 миллиардов вон. Это примерно 15 миллионов долларов США. Один из самых дорогих проектов в истории корейских дарам. Деньги уходят не только на съемки, но и на реалистичные декорации юридической фирмы Ханбада, на кинематографическую картинку и на один необычный элемент — на китов.
У Ён У обожает китов. Это ее особый интерес. В терминах психологии аутизм и special interest — это то, во что человек погружается полностью с особой страстью. Все сцены с китами созданы с помощью компьютерной графики, и над ними работали более 50 специалистов в течение четырех месяцев. Киты появляются в фантазии о героине, плавают по коридорам офиса или всплывают в ее мыслях, когда приходит профессиональное озарение.
Июнь 2022 года.
Премьера. Как мы помним, рейтинг первого эпизода меньше 1%. А потом начинается магия сарафанного радио. В Корее и за ее пределами сериалы начинают смотреть по рекомендациям друзей, знакомых, коллег, и интернет постепенно взрывается. Имя героини Полиндром, то есть слово, которое читается одинаково в обе стороны, у-ён-у, вперед и назад, звучит одинаково.
Сама героиня в сериале не раз говорит, представляясь «Меня зовут У Ён У, читается ли прямо или наоборот У Ён У». Эту фишку моментально подхватывают в соцсетях. Начинается полиндром-челлендж. Пользователи придумывают собственные зеркальные имена, повторяют приветствие героине, заливают тиктоки и шорт с роликами с этими мемами.
К четвертому эпизоду рейтинг переваливает за 5%, к восьмому — за 10%, а к финалу достигает 17,5%. На Netflix сериал входит в топ-10 в 57 странах и становится номером один среди всех неанглоязычных проектов за весь 2022 год.
Но главное – это реакция сообщества людей с аутизмом. Международные организации по защите прав высоко оценили, как сериал показал аутизм, наконец-то без жалости и без упрощений. Героиню показывает как профессионала, человека, который делает свое дело блестяще и просто живет без героизации и без трагедии.
Да, звучали и критические голоса. Некоторые зрители и эксперты отмечали, что Уюн-У показана с очень высоким уровнем интеллекта, почти гениальной памятью и логикой. И это, по их мнению, может укреплять стереотип, как будто все люди с аутизмом – обладатели сверхспособностей. Но в целом реакция была поразительно тёплой. Зрители и представители сообщества видели в сериале уважение, точность и редкую человечность.
Один год ожидания. Недели подготовки. 16 эпизодов. И этот проект показал, когда за историей стоит уважение, она сможет сдвинуть целую индустрию. Ну и давайте теперь разберем, как именно этот сдвиг произошел.
Механика распространения.
Как сериал превратился из скромного проекта в глобальный феномен? Ответ в двух словах. Стратегия и аутентичность.
Создатели необычного адвоката У Ён У не просто сняли дораму, они продумали ее распространение как настоящий бизнес-кейс со стратегическими решениями, точным расчетом и глубоким пониманием аудитории. Ну и давайте разберем три ключевых механизма. Механизм первый — контроль над IP. IP — это у нас интеллектуальная собственность, права на сценарий, персонажи, бренд, ремейки, мерч, ну и все, что создается вокруг.
Netflix предложил выкупить необычного адвоката У Ён У целиком, чтобы сделать его Netflix Original, формат, при котором платформа получает эксклюзивные права на всю трансляцию ремейки и мерч. Но продюсерская компания Astory решительно отказалась. Они решили сохранить полный контроль над проектом. На самом деле, решение выросло из горького опыта с другой дорамой «Королевство». Тогда студия отдала права Netflix, и после этого не смогла развивать франшизу уже без согласия платформы.
Но в случае с «У Ён У» все было иначе. Сохранение прав на интеллектуальную собственность позволило «Astory» действовать самостоятельно, запустить второй сезон, выпустить веб-комминг на «Навер Вептун» и даже начать работу над сценической адаптацией. Кроме того, студия ведет переговоры об американском ремейке с Лейла Герштейн, это создатель сериала «Зои Харт» из Южного Штата и сценарист «Рассказ о служанке». Партнером по проекту должен быть Jerry Bruckheimer Television, та самая компания, которая отвечала за «Пираты Карибского моря» и «Топ Ган», ну и, естественно, в сотрудничестве с Netflix. Идея — адаптировать историю под американскую аудиторию, но сохранить дух оригинала.
Механизм второй — двойной запуск. Ну, он у нас, получается, плавно вытекает из первого. Сериал вышел одновременно на корейском телеканале ENA и почти синхронно на Нетфликсе по всему миру.
Такой формат называется симулкаст или одновременная премьера в разных странах и на разных платформах. Это обеспечило две аудитории и два потока дохода, рекламу и рейтинги внутри Кореи и международные продажи через Netflix. Главное, создатели могли в реальном времени отслеживать реакцию зрителей и в Корее, и за ее пределами. А реакция была мгновенной.
Механизм третий — эффект снежного кома. Социальные сети буквально взорвались. Фанаты создавали палиндром-челленджи, мемы с китами заполнили тикток, а хэштеги #ExtraordinaryAttorneyWoo, #WooYoungWoo, #WhaleNation, #AttorneyWooMemes и #KDramaMemes ежедневно мелькали в лентах Твиттера, Инстаграма и Ютьюба. И тут происходит неожиданное.
Google фиксирует резкий скачок запросов рецепт кимпаба.
Это корейский ролл из риса, овощей и водорослей, которые героиня ест почти в каждой серии. Запрос достигает исторического максимума. В каждом эпизоде кимпаб – это не просто еда, это часть образа У Ён У, ритуал, символ ее внутреннего порядка и безопасности. Западные СМИ при этом отмечали, что сериал вызывает новую волну интереса в корейской кухне. Американская сеть супермаркетов Trader Joe's реагирует. В 2023 году она впервые выпускает замороженный кимбаб для массового западного рынка. Продукт становится вирусным, в TikTok ролики с ним собирают более 10 миллионов просмотров, а полки опустошаются за считанные недели. Журналисты напрямую связывают этот ажиотаж с популярностью сериала и его вирусным эффектом в соцсетях.
Аналитики называют это культурным шквалом, когда один медиапродукт начинает влиять на индустрии, казалось бы, не связанные с кино, на еду, туризм, образование и даже потребительские привычки.
А теперь глобальная локализация. Когда Netflix запустил сериал по всему миру, он перевёл его на 31 язык. Испанский, португальский, японский, тайский и многие другие. А затем добавлял ещё по мере того, как У Ён У набирала популярность в новых регионах. Netflix подчеркивал, что качество локализации, то есть адаптации языка и культурных нюансов, стало ключевым фактором успеха. Компания использовала собственные artistic guidelines, методологию, которая помогает переводить не буквально, а передавать атмосферу, каламбуры и эмоции оригинала. Например, знаменитые палиндромы вроде У Ён У в каждой локализации адаптировали по-своему, чтобы сохранить идею симметрии и игру слов.
Как результат, сериал попадает в топ-3 в Латинской Америке, в топ-5 в Европе и становится номером один Юго-Восточной Азии. Да, героиня говорит по-корейски, но ее история универсальна. Борьба за признание, преодоление предрассудков, поиск себя в мире, где нормальность часто становится просто фильтром. И критики отмечали, что даже без перевода ты чувствуешь, что это история про человечность, и поэтому она резонирует с аудиторией от Нью-Йорка до Сан-Паулу, от Парижа до России.
И последний механизм — фан-экономика.
Приведу такой пример. После финала актер Кан Тэ О, который играл главную мужскую роль, объявил, что уходит в армию на обязательные 18 месяцев службы, как того требует южнокорейский закон. Фанаты восприняли новость с фантазией. В июле в сети появляется шуточная петиция найти 600 человек, которые пойдут служить вместо него. Она мгновенно становится вирусной. Форумы, мемы, десятки тысяч комментариев, хэштег #SaveKangTaeOh заполняют корейский интернет.
Журналисты называли это примером того, как работает фан-экономика или фандом-экономика, которая символизирует любовь аудитории, превращающуюся в силу, способную влиять на бренды медиа и решения студий. После демобилизации в 2024 году Кан Тэ О подтверждает участие во втором сезоне, кстати, и анонс этот набирает миллионы просмотров буквально за часы.
Итак, механика распространения — это чёткая стратегия на пяти уровнях.
Контроль над правами — это свобода к действиям.
Двойной запуск — два рынка одновременно.
Вирусный эффект — соцсети как двигатель.
Глубокая локализация — уважение к каждой культуре.
И фан-экономика — аудитория как партнер.
Когда история становится культурным явлением, она начинает менять реальность. И вот что происходит дальше.
Что приносит прилив?
Когда история становится культурным явлением, она меняет реальность далеко за рамками экрана.
Ну, давайте посмотрим на конкретные эффекты этой волны.
Эффект первый — это влияние на карьеры. После успеха дорамы Пак Ын Бин переходит в категорию топ-актрис. Ее гонорар удваивается. Со 100 миллионов вон за эпизод до 200 миллионов, примерно 150-160 тысяч долларов. Для сравнения, в новых контрактах на другие проекты фигурируют ставки на уровне 300 миллионов вон.
Героиня в сериале — юрист-новичок в топ-фирме. По реальным меркам, такой специалист зарабатывал бы около 150 миллионов вон в год. Это примерно 110-120 тысяч долларов до вычета налогов. Сопоставимо с уровнем крупнейших игроков рынка. В меньших фирмах и госструктурах вилка ниже 40-80 тысяч долларов.
Что важно, сериал не романтизирует бедность, ну, что обычно это делают корейские дорамы, он показывает успешного профессионала с аутизмом, для которого высокая зарплата и карьерные перспективы – это норма в профессиональной среде. Такой подход, кстати, отмечали и корейские, и западные рецензии.
Эффект второй. Культура потребления. Кимпап становится хитом, поисковые запросы бьют рекорды, международная пресса связывает мировой бум на блюда со сценами сериала.
Trader Joe's выводит замороженный кимбаб, продукт мгновенно вирусится, набирает просмотры и распродается за неделю. Похожие позиции появляются в Costco и в других сетях. Корейские рестораны США фиксируют рост заказов на 30-40%, причем там цены варьируются по регионам, но тренд устойчив. Корейское агентство по туризму запускает туры по локациям сериала. Здание юрфирмы Ханбада, это, кстати, реальный комплекс Центрфилвест в Каннаме, рядом со станцией Йоксан, становится популярной точкой фана экскурсионных маршрутов.
Эффект третий – это образование. Поток в юрвузы в Корее стабильно растет, особенно среди женщин. В 2023 году женщины впервые составили 53% поступивших. К слову, в 2010-м это было около 40%. Тренд начался, естественно, задолго до У Ён У. Я не хочу сказать, что этот сериал, собственно, сподвиг женщин идти в юристы. Но сериал попал в нерв времени.
В 2025 году, кстати, в топ-3 юрфаков SKY-университетов — Сеульский, Корейский, Ёнсе — доля первокурсниц около 39%, средний возраст студентов при этом 25-26 лет. Параллельно юридические фирмы США и Европы все активнее запускают программы стажировок и поддержки для людей с нейроразнообразием. Причем из бизнес-логики, а не из благотворительности.
Эффект четвертый. Доступность платформ. Крупные платформы ускоряют инвестиции в доступность. Корейские стриминги Wave, Twink улучшают субтитры. Помимо диалогов добавляются эмоции, звуки, особенности коммуникации. Это помогает людям с расстройствами аутического спектра, слабослышащим и тем, кто изучает язык. Netflix совершенствует аудиодескрипции, озвученные описания визуальных деталей, делает субтитры более подробными, улучшает стандарты перевода и интерфейса для разных аудиторий.
Исследования показывают, что улучшенные субтитры и аудиоописания расширяют аудиторию и повышают лояльность и вовлеченность.
Эффект пятый – это индустриальная реакция. Успех необычного адвоката У Ёy У запустил цепную реакцию в индустрии. Продакшн-компании в Корее и за рубежом начинают искать новые инклюзивные истории. Теперь консультанты по нейроразнообразию и представители сообществ людей с инвалидностью все чаще участвуют в создании сериалов и фильмов, а актеры с инвалидностью реже остаются за кадром и все чаще получают ключевые роли. Самое яркое подтверждение как раз таки является заказ американского ремейка под руководством Лейла Герштейн. Западная индустрия фактически признала, что по уровню репрезентации она теперь отстает от Кореи и пытается догнать ее по стандартному глубине его включения.
Эффект шестой. Корпоративная волна. Благодаря этой культурной волне крупные юридические фирмы в США и Великобритании начали внедрять специальные программы стажировок для людей с аутизмом и другими нейроособенностями. В Корее обсуждение только начинается, но интерес профессионального сообщества огромный. И здесь я хочу, кстати, подчеркнуть, что это не благотворительность, это осознанная стратегия. потому что исследования показывают, что часто люди с аутизмом обладают исключительным вниманием к деталям, а это качество незаменимо в юриспруденции, в аналитике, в IT. А к 2024 году, кстати, 69% компаний из индекса S&P 500 включили DEI-метрики, это цели по разнообразию, равенству и включению, в систему примирования топ-менеджеров.
Конечно, все это результат долгих изменений. Но необычный адвокат У Ён У стал своего рода символом сдвига. Он напомнил, что когда история рассказана с уважением, она может изменить не только культуру, но и даже саму экономику.
И последний эффект – это Уолл-стрит. К 2024 году максимальные сборы в Голливуде у фильмов, где от 41 до 50% актеров – представители этнических меньшинств. Корреляция между разнообразием каста и коммерческим успехом подтверждается статистикой последних лет. Исследования, про которые я уже упоминала, Accenture Disability:IN 2003 года на выборке 346 американских корпораций за пять лет показывают, что компании с настоящей инклюзией людей с инвалидностью получают в полтора раза больше выручки и в два с половиной раза больше чистой прибыли по сравнению с менее инклюзивными. Почему же это все работает?
Три причины. Простые, но мощные.
Первое. Разнообразные команды принимают лучшие решения. Они видят проблемы под разными углами.
Второе. Инклюзивные компании привлекают более широкий пул талантов.
И третье. Инклюзивный дизайн делает продукты удобнее для всех. Это и есть curb-cut эффект. Эффект бордюрного среза, если по-русски. Когда улучшения для меньшинств помогают всем пользователям. Яркий пример, ну, основной такой классический пример я бы рассказала, это пандусы, которые полезны не только людям на колясках, но родителям с колясками, курьерам с тележками, путешественникам с чемоданами. А субтитры нужны, например, не только слабослышащим, но и тем, кто смотрит дорамы без звука в метро. Улучшения, сделанные для меньшинства, делают продукт лучше для всех, и это самый прагматичный аргумент в пользу инклюзивности.
Итак, волна принесла семь ключевых эффектов.
Карьерный взлет для актеров, культурный бум корейской кухни, рост интереса к юридическому образованию, улучшение доступности платформ, изменение индустриальных практик, корпоративные программы включения и доказанную связь между инклюзией и прибылью. Но у любой волны есть обратная сторона, и о ней важно говорить честно.
Обратная сторона волны.
Как мы уже говорили, у любой волны есть обратное течение. Инклюзивность становится конкурентным преимуществом только если она аутентична, то есть по-настоящему встроена в культуру компании. Но если это все превращается в маркетинговый прием, возникает обратный эффект — отторжение. Один из самых показательных антипримеров последних лет — это история канадской студии Sweet Baby Inc., Sweet Baby — это консалтинговая компания по DEI, разнообразию, равенству и включению. Она помогает игровым студиям внедрять темы репрезентации и социального разнообразия в сюжеты и команды. Задумка правильная, но в 2024 году все внезапно пошло не по плану. Sweet Baby Inc. оказалась в центре громкого скандала. Геймерское сообщество обвинило студию в навязывании формальной, ну, по чек-листу, инклюзивности, которая якобы вредила оригинальности сюжетов.
В списке проектов, где студия упоминалась в титрах, оказались Assassin's Creed Shadows, Alan Wake 2, Forspoken, Saint Row и другие. В сети началась кампания под лозунгом SBI Detected. Мы вычислили Sweet Baby. Пользователи публиковали скриншоты, составляли списки игр с участием студии и призывали к бойкоту. Хэштеги вроде #SweetBabyIncident, #ForcedDiversity, #SBIboycott заполнили Reddit, Discord, X, который бывший Twitter и Steam. Любой релиз, где упоминалась студия, стал получать волну дизлайков и единиц на Metacritic и Steam уже в день выхода. Особенно резонансной стала история с Assassin's Creed Shadows. Обсуждение персонажей и исторической аутентичности переросло в международный инфоповод. Игроки по всему миру критиковали Ubisoft за выбор протагонистов, а особенно за появление темнокожего самурая Ясуке на фоне японского сеттинга XVI века.
В соцсетях и СМИ разгорелась буря споров о культурной достоверности, репрезентации и о мотивах разработчиков. На фоне этого скандала дополнительный резонанс вызвало то, что фигура Ясуки оказалась крайне спорной с точки зрения исторической достоверности. Там геймерское и историческое сообщество уличили ряд англоязычных источников и даже Википедию в преувеличениях и фактических искажениях. Большая часть популярных фактов о Ясуке взята была из книги «African Samurai» Томаса Локли, автор которой, как выяснилось позже, редактировал статьи на Википедии и Британике под фейковыми профилями, чтобы подкрепить собственные утверждения.
На деле документальных подтверждений статуса Ясоки как настоящего самурая крайне мало. Часть закрепившихся нарративов основана на спорных интерпретациях и интернет-мифах.
И как будто этого всего было мало, все усугубило новое открытие. Японский консультант Ubisoft Кадзума Хасимото, публично защищавший игру и обвинявший критиков в нетолерантности, оказался бывшим сотрудником Sweet Baby Inc. И это стало катализатором второй волны бойкота. В сообществе это интерпретировали как подтверждение теории о формальном заказе на включение ради ESG-отчетности, то есть ради красивых цифр в корпоративных отчетах о социальной ответственности.
Ситуация вышла за рамки одной франшизы Ubisoft. Пришлось отменить презентацию Shadows на Tokyo Game Show 2024 года из-за критики японских игроков и риска имиджевых потерь на ключевом азиатском рынке.
Дополнительное масло в огонь подливало еще и поведение сотрудников Sweet Baby Inc. Некоторые из них открыто конфликтовали с критиками, призывали к массовым блокировкам аккаунтов и даже публично высмеивали несогласных пользователей. В сети появлялись скриншоты их ответов, и это только усиливало риторику о двойных стандартах толерантности. В итоге скандал вокруг надуманной фигуры Ясуки и поведения Sweet Baby Inc. стал символом репутационных рисков поверхностного бюрократического подхода к DEI-политике в индустрии развлечений.
Теперь этот кейс разбирают как напоминание. Искренность нельзя симулировать. Аудитория чувствует фальшь быстрее, чем пиар-отдел успевает написать пресс-релиз.
И это тоже часть волны, потому что настоящая инклюзивность начинается не в пресс-релизах, а в том, как компании слушают и учатся у своей аудитории. Каждая волна оставляет след. И даже такие скандалы, как история Sweet Baby Inc. учат индустрии, что делать нельзя и что действительно работает. И если отпросить эмоции, остается простая истина. Инклюзивность – не модный тренд, а инструмент развития.
И вот пять практических уроков, которые можно извлечь из всей этой истории.
Урок первый. Аутентичность – это капитал, который нельзя купить. Создатели Необычного адвоката У Ён У потратили целый год на поиск правильной актрисы и работу с экспертами. Проекту привлекли ведущего специалиста по аутизму в Корее, а также консультантов из сообщества и семей людей с расстройствами аутического спектра. Актриса и сценаристка давали десятки интервью, где подробно рассказывали, как строили образ героини с уважением и без клише.
Результатом стало доверие аудитории, которое невозможно купить рекламным бюджетом, как бы не хотелось. И сериал стал примером того, как аутентичный подход вызывает уважение и у зрителей, и у профессионального сообщества.
Урок второй. Инклюзивность – это прибыль и не расход.
Ну, согласно опять тому же исследованию, про которое я говорила, Accenture 23-го года. Пример – компания SAP с программой Autism at Work. К 2025 году через нее нанято более 215 специалистов с аутизмом в 15 странах. Кстати, подобные инициативы реализуют и Microsoft, JP Morgan, Chase, EY и другие. Исследования SAP, Harvard Business Review и Deloitte показывают, что в компандах с нейроразнообразием производительность растет от 48 до 140% в задачах, которые требуют внимательности и анализа.
Урок третий. DEI должно быть измеримым.
К 2024 году, как я уже говорила, от 65 до 75% компаний S&P включают DEI-метрики в систему премирования топ-менеджеров. Главное отличие нового подхода – уход от чекбоксов, так называемых, к измеримым показателям. И что же оценивают лидеры рынка? Во-первых, долю представителей разных групп на всех уровнях. Во-вторых, равенство в оплате труда. И в-третьих, удержание и продвижение сотрудников из малопредставленных групп. Что не измеряется, тем невозможно управлять. Если в компанию из 50 человек нет ни одного сотрудника с инвалидностью, это не случайность, а системная ошибка найма.
Урок четвертый. Инклюзивный дизайн расширяет рынки.
Улучшения для меньшинства делают продукт удобнее для всех. Помните эффект бордюрного среза? Пример — Xbox Adaptive Controller от Microsoft, созданный вместе с сообществом геймеров с инвалидностью.
Результат? Его покупают все, от людей с инвалидностью до профессиональных геймеров, которые ищут более эргономичный интерфейс.
Урок пятый. Контент меняет культуру быстрее, чем пиар-компания. Один сериал изменил восприятие аутизма в Корее быстрее, чем десятилетия государственных программ. После выхода необычного адвоката Уйон У в стране начались обсуждения, образовательные проекты, волна публикаций о неразнообразии. Почему? Потому что история создает эмпатию. Они не объясняют, а заставляют почувствовать. Тот же эффект виден и в бизнесе. Компания Dove Real Beauty с реальными женщинами изменила целую категорию рекламы. За 10 лет продажи Dove выросли с 2,5 до 4 миллиардов долларов, а бренд стал символом доверия и подлинности. Вывод простой. Инвестируй не в количество контента, а в качественные, инклюзивные истории. Потому что культура меняется не из приказов и стратегий, а из историй, в которых мы узнаем себя.
Ну и давайте еще заглянем в будущее этой волны.
Следующая волна.
Куда движется эта волна? Второй сезон необычного адвоката У Ён У выходит в 2026 году. Американский ремейк уже находится в активной разработке. Но это снова только вершина айсберга. По прогнозам Accenture, McKinsey, Deloitte, доля сотрудников с инвалидностью в ведущих международных компаниях должна вырасти с 4-6% до 12-15% и выше к 2027 году. Да, термин DEI постепенно трансформируется в inclusion and belonging, например, в Америке. Это включение и чувство принадлежности, потому что меняется политический климат. Но суть остается прежней. Важны не лозунги, а реальные метрики и культура внутри компаний.
Тем временем азиатские студии продолжают усиливать свое влияние и становятся мировыми лидерами инклюзивного контента внезапно для мультикультурных аудиторий.
Тренд, начавшийся в Сеуле, докатился до бордов крупнейших компаний мира. И да, он докатывается и до России. У нас в DEI тема только набирает обороты, но крупнейшие компании уже делают первые шаги. Сбер, МТС, Билайн, НЛМК и другие внедряют системные программы поддержки нейроотличных сотрудников. создают ресурсные группы, адаптируют интерфейсы, обучение, интегрируют инклюзивность в ESG-стратегии и процессы найма. Для бизнеса в условиях кадрового дефицита и быстрой трансформации рынка это становится не просто HR-инициативой, а реальным конкурентным преимуществом и инструментом устойчивого развития. В российском кино и ТВ тоже меняется оптика. Появляются зрелые и уважительные образы людей с нейроразнообразием. Сценарии теперь разрабатываются при участии консультантов, НКО и самих носителей опыта.
Результаты ощутимы, растет число запросов на экспертную помощь, а отзывы зрителей становятся все теплее. Герои с особенностями перестают быть жертвами, они становятся протагонистами, людьми действия, которые вдохновляют и показывают, что другая нейронная архитектура – это не ограничение, а новая норма. Инклюзивность – это не западная мода, это глобальная стратегическая задача для бизнеса, медиа и культуры. Волна уже здесь, ее ширина и глубина только растут, поэтому, мне кажется, главное не стоять на берегу.
Так что мы узнали сегодня? Необычный адвокат У Ён У доказал, что инклюзивность — это не просто красивая идея для слайдов, это измеримое конкурентное преимущество. 662 миллиона часов просмотров, топ-10 в 57 странах и культурный сдвиг, который вышел далеко за пределы экрана.
Три главных вывода этой волны.
Первый — аутентичность помердает имитацию. Когда история искренняя, она находит путь к сердцам.
Второй — разнообразие напрямую связано с прибылью. Это не расходы, а инвестиции, которые возвращаются с торицей.
И третий — одна хорошая история способна изменить культуру быстрее, чем тысячи пиар-компаний.
Спасибо, что были со мной сегодня на «Волне с Востока». В следующем выпуске мы с вами отправимся в Китай и поговорим о другой волне — волне фанатских миров. о том, как новелла-основатель демонического пути выросла из веб-истории в огромную трансмедийную империю с сериалами, мерчем и фан-сообществами по всему миру. Чтобы не потеряться в потоке, заглядывайте на сайт подкаста volnasvostoka.ru, подписывайтесь на телеграм-канал и рассылку. Там я делюсь дополнительными материалами и историями, которые не вошли в выпуск.
Присоединяйтесь, ведь вместе ловить волны гораздо интереснее.
До встречи на следующей волне.
Пока-пока.